Авторизация |
ГлавнаяСтатьиКамбоджа или Кампучия?
Камбоджа или Кампучия?

Камбоджа или Кампучия?

Сегодня вниманию наших читателей мы предоставляем заметки о Камбодже доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора кафедры регионоведения и международных отношений САФУ, автора более 20 книг и большого друга «Правды Северо-Запада» Владислава Голдина.

 

Владислав Иванович посетил Камбоджу в январе этого года и написал о путешествии материал, который позднее войдет в новую книгу профессора. Как говорит автор, «По странам и континентам» (рабочее название) продолжит страноведческую серию книг, начатую в 2009 году.

Напомним, что в прошлом году у профессора Голдина вышел большой труд под названием «Экзотика нашей планеты. Очерки страноведения и международных отношений: наблюдения, впечатления, размышления», о котором также писала «Правда Северо-Запада».

В новую книгу войдут блоки: «Австралия», «Новая Зеландия», «Азия», «Америка» и «Европа» – заметки о тех странах, что не вошли в «Экзотику нашей планеты».

Итак, предлагаем вашему вниманию наиболее интересные отрывки из очерка под названием «Легенды и реалии страны кхмеров: священный Ангкор»:

Камбоджа или Кампучия? Этот вопрос неожиданно встал перед автором, когда он готовился к поездке в эту страну Юго-Восточной Азии. Дело в том, что, увлекаясь еще в студенческие годы, с конца 60 х годов, международными отношениями и читая много лекций как лектор-международник, он использовал сначала термин «Камбоджа», но в дальнейшем название страны менялось, и более расхожим и официальным на десятилетие (1979–1989 гг.) стало понятие «Кампучия». Считалось, что этот перевод наименования страны более близок к оригинальному кхмерскому варианту, хотя и «Кампучия», и «Камбоджа» означали «страна кхмеров», по имени основной национальности, проживавшей и проживающей здесь сегодня.***

В конце ХХ века здесь происходил сложный и длительный процесс послевоенного политического урегулирования, а затем эта страна как-то исчезла из широкой международной повестки. Поэтому пришлось обратиться к этому вопросу специально, чтобы уяснить, что страна, сменив за несколько десятилетий независимости несколько наименований, вернулась к изначальному на момент обретения независимости – Королевство Камбоджа.

В январе 2016 года, находясь во Вьетнаме, автор решил выделить несколько дней, чтобы посетить соседнюю Камбоджу. Решено – сделано, и вот вечером самолетом Вьетнамских авиалиний лечу из Хошимина в город Сием Риеп. Автор будет использовать именно этот вариант наименования, исходя из правил транслитерации с английского языка (Seam Reap), хотя существует и другой – Сиемрип. Официально длительность полета составляет один час, но уже через 50 минут нахождения в воздухе наш аэробус, успешно преодолев проблемы турбулентности, приземлился в аэропорту Ангкор. Это наименование далеко не случайно, ибо именно это место, расположенное в провинции Сием Риеп, и привлекает сюда миллионы людей со всего мира. Кстати, в популярности этого туристического направления мог лично убедиться в этот вечер, ибо, хотя за три часа сюда летели три борта из Хошимина, но все 184 места в нашем самолете были заполнены. Думаю, что то же самое было и на других рейсах.

Итак, вернемся к пребыванию автора в Камбодже. Встаю рано утром, завтракаю и совершаю новую прогулку по Сием Риепу. На улицах множество небольших кафе и закусочных, где предлагают завтрак стоимостью всего в один доллар. Правда, это основное блюдо, а за чай, кофе и прочее предстоит доплатить. Но все равно это очень дешево. На улицах множество тук-туков, владельцы которых наперебой приглашают совершить с ними поездку по Сием Риепу или в Ангкор. В восемь часов подхожу, как договаривались накануне, к турбюро, чтобы отправиться в Ангкор. Но в течение получаса никого нет на месте, и в голову начинают уже закрадываться недобрые мысли. Но в 8-30 наконец подходит небольшой автобус и, забрав туристов из других гостиниц, отправляемся в Ангкор. Но прежде замечу, что сама эта поездка по Сием Риепу изменила первоначально складывавшееся не лучшее впечатление о нем.

Ранее приходилось читать, что еще в начале XIX века Сием Риеп был лишь деревней, когда французы заново открыли Ангкор. С переходом его под французскую юрисдикцию в начале ХХ века он стал быстро расти, благодаря начавшемуся туризму. Первый отель был открыт здесь в 1929 году, а затем гостиничная сеть стремительно расширялась по мере роста туризма в Ангкор. Правда, Сием Риеп, как и другие города этой страны, подвергся выселению жителей после прихода к власти «красных кхмеров». Восстановление его туристического центра началось в самом конце ХХ века, и сегодня он является самым быстрорастущим городом Камбоджи. Численность населения здесь составляет около 200 тысяч человек. Живет этот город главным образом за счет туризма и туристов, поэтому отношение к ним уважительное. Заметим, что Сием Риеп связан Национальной дорогой № 6 с тайской границей и столицей страны – Пномпенем, расстояние до которого составляет 314 км.

Часть города, в которой остановился автор, представляла собой смешение старого и нового стилей. С одной стороны, извилистые, хотя и асфальтированные дороги, а по соседству – уже прямые автомагистрали. Неподалеку от обилия маленьких и часто не очень приглядного вида кафешек и закусочных расположились уже современные магазины и отели. В этой старой части города довольно грязно. Впрочем, приходилось читать, что, несмотря на международное влияние, ибо Ангкор входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что требует и соответствующего обустройства его инфраструктуры, расположенной главным образом в Сием Риепе, его жители сознательно сохранили большую часть традиционного облика города и его культуры. Но вполне вероятно, что это объясняется и элементарной бедностью камбоджийцев, которые не в состоянии сами обзавестись новым благоустроенным жильем и создать соответствующую инфраструктуру, а иностранных инвестиций пока еще не хватает на все.

Так или иначе, бедность многих жителей Сием Риепа бросается в глаза. Это видно по внешнему облику, одежде, худобе большинства камбоджийцев, особенно детей. Хотя очевидно, что те, кто работает на более «хлебных» местах, в сфере обслуживания, в гостиницах, кафе и ресторанах, выглядят совершенно иначе, а некоторые даже относительно упитанны. Основные виды передвижения здесь – мотоциклы, скутеры, велосипеды, а на центральных улицах не так мало и автомобилей.

По мере передвижения по городу, в направлении Ангкора, его облик меняется. Все больше современных гостиниц, особняков, архитектуры, зелени. Сам Ангкор находится в пяти километрах севернее Сием Риепа. Автомагистраль на Ангкор вполне современна и широка. При въезде в храмовый комплекс покупаем билеты. Стоимость их дифференцирована. Один день посещения стоит, например, 20 долларов (на человека). Но возможно купить билет и на два или три дня. Познакомиться со всем храмовым комплексом за один день не представляется возможным, ибо, например, в книге «Сокровища Ангкора», с которой автор ознакомился здесь, содержится описание 25 храмов. Но время автора ограничено, поэтому приходится обойтись однодневной программой знакомства с Ангкором, который в 1992 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, предполагается, что само название «Ангкор» скорее всего, происходит от слова «нагара», что в санскрите означает «город».

Ангкор-Ват строился в период царствования короля Сурьявармана II (1113–1150 гг.) и призван был продемонстрировать мощь и величие Ангкорской империи той поры. Заметим, что среди специалистов до сих пор идут споры о том, храм ли это или гробница. По словам гида, на этот главный храм Ангкора было использовано три миллиона тонн камня. Масштаб выполненных работ, безусловно, фантастический. По некоторым существующим современным оценкам, строительство такого храма даже в наше время заняло бы не одну сотню лет, а он был начат вскоре после вступления Сурьявармана II на престол и полностью завершен вскоре после его смерти, то есть не более чем за 40 лет. Существует утверждение, что при строительстве использовали подъемную силу слонов. По крайней мере, памятники им можно увидеть здесь. Вообще же, технологии строительства храма, в частности, кладки, подгонки, скрепления камней и прочее поражают и сегодня.

Зайдя на территорию Ангкор-Ват, подходим к фотоэкспозиции с текстом на нескольких языках, демонстрирующей реставрационные работы, которые осуществлялись и проводятся здесь. Гид поясняет, что они проходили при финансовой поддержке правительства Японии. Японские специалисты не только сами вели изыскания и реставрационные работы, но и обучали этому камбоджийцев.

Проходим через ворота в стене и идем далее по территории самого комплекса, его большого внешнего двора, слушая пояснения гида. Ранее внутри стен находился не только храм, но и королевский дворец, и городские постройки. Гид указывает на сохранившиеся сооружения, среди которых, в частности, библиотека, ибо храм был и местом, где велось образование. Причем первоначально на этом же месте находилась деревянная школа, а потом уже было построено здание из камня. Кстати, уже внутри самого храма гид укажет на помещение еще одной находившейся здесь библиотеки.

Подходим непосредственно к храму, общая высота которого составляет 65 метров, точнее высота центральной башни, более высокой, чем другие, составляет 42 метра, а над землей она возвышается на 65 метров. Ангкор-Ват символизирует мифическую гору Меру, которая, согласно индуистской мифологии, является центром всего мира, и относится к типу «храм-гора», характерному для культовых сооружений Камбоджи. Храм прикрывают ныне полуразрушенные башни. На трех уровнях/ярусах храма располагаются скульптуры и барельефы на темы индуистской мифологии, суть которых упорно пытается донести до нас гид. Только на первом уровне находится 1200 квадратных метров композиций резьбы на песчанике, тысячи изображений и барельефов, и это, безусловно, впечатляет. Стены второго яруса украшают около 1200 небесных дев – танцовщиц апсар.

Но вернемся к пребыванию автора в Ангкоре. После знакомства с Ангкор-Ват, заехав ненадолго перекусить и посидеть в тени деревьев, направляемся в Бандай Кдей – храм постройки конца XII – начала XIII веков. Он был сооружен при короле Джайявармане VII как индуистский храм. По словам гида, он был построен на месте и фундаменте более старинного храма. Сегодня это полуразрушенный комплекс, внутри которого выросли огромные деревья, возраст одного из них, говорит гид, составляет триста лет. Проводим здесь, знакомясь с храмом и наблюдая противоборство человеческих архитектурных творений и природы, более получаса и направляемся в ресторан на обед.

Двухэтажный ресторан, в который прибыли, предлагает набор первых и вторых блюд, стоимостью от шести до девяти долларов каждое. Заказываю рис с мясом и бутылку местного пива. Обслуживание медленное, но благодаря этому есть возможность отдохнуть, ибо на улице душно и жарко. Температура, вероятно, за 40 градусов, и это при том, что солнце в дымке, а то и скрывается за облаками. По словам гида, сейчас, по камбоджийским меркам, не жарко, а самый жаркий месяц – апрель.

В конце обеда получаем «комплимент» от шеф-повара в виде тарелки с порезанными яблоками, бананом и сердцем дракона или питайей (питахайей). Последнее является общим названием нескольких видов кактусов, именуемых «драконьим фруктом» или «драконьим сердцем».

Согласно древней легенде, именно питайе люди обязаны повсеместным уничтожением огнедышащих драконов. Когда храбрые воины доводили до изнеможения своих чешуйчатых соперников, эти сказочные родственники обычных ящеров теряли способность поджигать все вокруг. Вместо языков пламени из устрашающей пасти свирепого дракона вылетало его сердце – драконий фрукт питахайя. Людям так полюбилась сочная мякоть питайи, что все драконы были истреблены ради возможности полакомиться их сладкими сердцами. Этот экзотический фрукт именуют также «царицей ночи» и «королевой вкуса». Но самым романтическим названием является все-таки «сердце дракона». Считается, что место происхождения этого экзотического растения – американский континент, но сегодня коммерческие плантации питайи имеются и на юге Вьетнама...

Доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры регионоведения и международных отношений САФУ Владислав Голдин специально для "Правды Северо-Запада"

 

echosevera.ru /a>

Похожие статьи

Добавить комментарий

Вы не авторизованы. При отправке сообщения, в качестве автора будет указан "Гость". Вход | Регистрация

Защита от спама * :

Введите символы на картинке